Часть II. ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Итак, мы спустились к самому подножию плотины, протиснувшись под лестницей, и к нам навстречу вышел работник машинного отделения комплекса (назовём его Хранитель). Голосом, не предполагающим возражений, он предложил нам покинуть зону повышенной опасности. Воспользовавшись его появлением, я попросил его показать нам зал с машинами, на что он не колеблясь согласился.
   Собственно, здесь и находятся те самые знаменитые артефакты - дореволюционные механизмы. Самые настоящие действующие (действовавшие до недавних пор) музейные экспонаты.
   Ремни уже скинуты и машины просто стоят, как бы отдыхая после столетия праведной работы.
   Здесь всё пропитано каким-то очарованием старины: стены, оборудование, да и сам Хранитель, наверное))) Хороший мужик, как мне показалось.
Мы немного поговорили о разном, среди прочего я спросил:
- А когда остановили машины?
- Да ещё прошлым летом работали, - ответил Хранитель. - Ведь они же все ещё в рабочем состоянии!
Мне показалось, что его лицо омрачилось печалью и он тихо добавил:
- Ну всё, экскурсию можно закончить.
Мы вышли на залитую солнечным светом улицу и пошли осматривать комплекс дальше. Рядом стоит здание в отличном для своего возраста состоянии. Я не знаю, что это за здание, входа нет, внутрь мы не попали. Вероятно, бывшее заводское управление.
   Осмотрев его со всех сторон, мы прошли осматривать достопримечательности дальше - к заброшенным помещениям.
   ГЭС изначально строилась для обеспечения нужд в электричестве ферросплавного производства. Кстати, первого такого производства - основанного на электроэнергии - в России, если не ошибаюсь. Поэтому здесь всё напоминает об индустриальном характере как помещений, так и прилегающих территорий.
   Помещения небольшие, полуразрушенные. Привлекают внимание особенностями архитектуры того времени. В одном из помещений из окон замечательный вид на реку б. Сатка, протекающую прямо у подножия здания. Полумрак, старинные стены, окно с шумящей рекой... Не хватает кресла-качалки и граммофона с шелестящей пластинкой Гленна Миллера.)))
   Каким-то образом здесь оказалась "кроватка" из Норильска))) Дальний же путь она проделала.
   Знакомство с Порожской ГЭС подходит к концу, оставив самые приятные и благостные воспоминания. Очень интересное место. Хочется присоединиться к благодарности, выраженной в памятной табличке, закреплённой над входом в машинное отделение, которая гласит:
"Виктор Владимирович Загнойко. 30.01.1948-19.04.2014
Инженер с большой буквы. Человек с большим сердцем. С 1998 года по 2014 год сохранял и обслуживал, за свой счет, Памятник науки и техники "Порожский гидроузел".

Объект расположен в Саткинском районе Челябинской области,поворот с федеральной трассы М5 в районе перекрёстка, ответвляющегося на Зюраткуль.

Координаты 55°16′55″ с. ш. 59°08′05″ в. д.

Маршрут рассчитан на автомобили любой проходимости. Возрастных ограничений нет. Спецэкипировка не требуется.

Посмотреть другие достопримечательности Урала

© Владимир Субботин. Россия, Челябинская область.